Бронхит - воспаление дыхательной системы

Все мы хорошо знаем, что такое обычная простуда. У нас отекает нос, мучает чихание и сильный кашель, иногда с мокротой, невыносимо болит голова, дыхание затрудняется, зачастую поднимается температура. Пренебрегая больничным, мы стараемся лечить легкий насморк народными средствами и обращаемся к врачу только при осложнениях -простое ОРВИ заболевание может вылиться в заболевание дыхательных путей, а бронхит одно из самых неприятных заболеваний, при котором воспаление переходит в зону нижних дыхательных путей (бронхов).

Бронхит бывает острым, хроническим или обструктивным, и проявляется как правило сезонно, то есть, риск заболевания бронхитам наиболее велик в зимний период. Вызвать болезнь может не только осложнение ОРВИ, но и бактериальные или вирусные инфекции. В редких случаях эта болезнь развивается из аллергических реакций.

Без профилактических мер бронхит усугубляется, перерастая в осложнения: трахеит, воспаление легких и т.д. Часто бронхит сопутствует гриппу или ангине, но отличается от них симптоматично.

Симптомы бронхита

Дети больше всего подвержены риску заболевания обструктивным или острым бронхитом, поскольку именно они из-за неокрепшего иммунитета с наибольшей вероятностью могут подхватить вирус. Взрослые (особенно курящие) с ослабленным иммунитетом и склонностью к хроническим заболеваниям легких рискуют заболеть бронхитом не меньше детей.

Как отличить бронхит от других заболеваний легких? Из-за схожей симптоматики некоторых ЛОР заболеваний это бывает непросто, но врачи как правило обращают внимание на следующее:

• сильный болезненный мокрый кашель с отхаркиванием слизи желтого или белого цвета (особенно ночью);

• хриплое дыхание, причем хрип или свист слышен как бы из груди, одышка;

• высокая температура, жар;

• слабость, головные боли.

При хроническом (в т.ч. хроническом обструктивном) бронхите добавляются такие симптомы как дыхательная недостаточность, потливость, пролонгированный вдох, опухлости в шее и мышцах, изменение формы ногтевых пластин.

При любой форме бронхита важна точность постановки диагноза, например, исключить сложные легочные заболевания, включая туберкулез и рак легких - это задача для опытного пульмонолога.

Осложнения - трахеит и трахеобронхит

Бронхит - это комплексное заболевание, очень часто он сопровождается другими болезнями дыхательных путей, особенно если пошло осложнение. Чаще всего бронхит идет вместе с трахеитом, и в данном случае есть опасность трансформации заболевания в трахеобронхит.

Трахея расположена немного выше бронхов, буквально на переходе в верхние дыхательные пути, поэтому риск того, что воспаление поднимется из бронхов или опустится из верхних дыхательных путей, очень велик.

Трахеитом и трахеобронхитом в одинаковой степени болеют и дети, и взрослые, а в первую очередь опасности могут подвергнуться люди с хроническими болезнями дыхательных путей. К главным симптомам трахеита относятся:

1. сильный саднящий горло кашель;

2. учащенное трудное дыхание, сопровождающееся хрипами;

3. трудноотхаркиваемая мокрота;

4. повышенная температура.

Как можно заметить, симптомы трахеита похожи на симптомы бронхита, поэтому только при дополнительном медицинском обследовании врачи могут выяснить, какая из зон дыхательных путей поражена воспалением.

Диагностика и лечение

Бронхит и вытекающие из него заболевания лечит врач пульмонолог. Именно он определяет порядок дополнительной диагностики. Для того, чтобы понять, какая зона легких и дыхательных путей поражена заболеванием, часто необходимо сделать рентген и исследовать дыхательную функцию, и бактериологический состав мокроты. Обязательным анализом в случае данной болезни является расширенный анализ крови.

В зависимости от сложности заболевания, врач выписывает медикаменты и составляет рекомендации по лечению. В план лечения бронхита как правило входят:

• постельный режим и обильное питье;

• медикаментозное лечение (в случае инфекционного заболевания врач пропишет антибиотики);

• ингаляции и небулайзеры;

• отхаркивающие средства.

Помните, что с диагностикой и лечением бронхита и других заболеваний дыхательных путей может справиться только опытный пульмонолог.

Если Вас тревожит мокрый кашель, запишитесь на прием к врачу в нашу клинику, чтобы как можно скорее начать лечение!

(Голосов: 3, Рейтинг: 6)